Посещение Локомотиворемонтного завода города Оренбурга

20 апреля студенты Факультета высшего образования ОрИПС под руководством куратора Наличниковой Инны Анатольевны, заместителя директора по развитию и инновациям Грехова Андрея Анатольевича и заместителя директора по учебной работе Вольнова Сергея Викторовича посетили Локомотиворемонтный завод города Оренбурга.

Оренбургский локомотиворемонтный завод является крупнейшим базовым предприятием России с мощной производственной структурой по ремонту маневровых тепловозов ЧМЭ-3 и магистральных тепловозов 2ТЭ-10.

Оренбургский Локомотиворемонтный завод – современное предприятие железнодорожного транспорта ОАО «Желдорреммаш». Основан 15 января 1905 года, как Главные железнодорожные мастерские Ташкентской железной дороги. Началом создания послужило строительство железной дороги Самара-Оренбург-Ташкент в конце XIX века.

Главное назначение – ремонт паровозов, вагонов и производство запчастей для обеспечения перевозочного процесса и поддержания железнодорожного хозяйства в технически исправном состоянии. Завод принял активное участие в революциях 1905 и 1917 годов и Гражданской войне.

Восемнадцать улиц Оренбурга носят имена заводчан–революционеров, участников Гражданской войны. Не только бронепоездами обеспечивали родившуюся в годы Гражданской войны Красную Армию железнодорожные мастерские. Именно здесь был создан 1-ый в городе рабочий отряд Красной гвардии. Организаторами, руководителями Красной гвардии стали рабочие К.Н. Котов и А.Е. Левашов. С оружием в руках сражались против врагов Советской власти около 1200 ремонтников. Завод внес большой вклад в восстановление народного хозяйства в период после Гражданской войны.

К августу 1936 года на предприятии насчитывалось 1090 ударников и стахановцев, что составляло более половины от всех работающих.

В 1941 году коллектив завода, как и весь советский народ, встал на защиту своего Отечества. Сотни рабочих предприятия в первые же дни войны ушли добровольцами на фронт. Их место заняли жены, дети. Посланцы завода участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, в битвах под Сталинградом, на Курской дуге, под Ростовом и Нарвой, освобождали Кавказ, Прагу, Варшаву, Вену, Будапешт, штурмовали Кенигсберг и Берлин. Георгий Степанович Стародубцев и Алексей Сергеевич Андреев вернулись с фронта Героями Советского Союза. Петр Федорович Шевцов погиб в звании Героя Советского Союза. Семену Алексеевичу Сибирину, Степану Петровичу Лабужскому было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Многие заводчане награждены за проявленный героизм и мужество боевыми орденами и медалями. Среди них: Г.С. Гаврилов, М.Г. Макаренко. Ныне в живых осталось 56 участников Великой Отечественной войны. 105 работников завода не вернулись домой с войны. В память о тех, кто отдал жизнь за Родину, на центральной проходной завода установлена скульптурная композиция. Свой посильный вклад в разгром фашистской Германии внесли труженики тыла. На площадках завода был размещен Ленинградский завод №174, а позднее – Великолукский, Воронежский и Луганский паровозоремонтные заводы. На заводе был создан полк трудового ополчения. Образован фонд строительства танковой колонны и авиационной эскадрильи. Молодежь собирала свои трудовые сбережения на постройку катеров «Морской охотник». В 1941-1942г.г. на сэкономленных материалах, во внеурочное время были построены бронепоезда «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед, на Запад». В дни битвы на Волге коллектив завода, опять же во внеурочное время, дополнительно к плановому заданию отремонтировал, построил и отправил защитникам Сталинграда эшелон паровозов, вагонов, несколько бань-поездов. В цехах завода изготавливались взрывчатые вещества, 122 миллиметровые снаряды, корпуса снарядов для «Катюши», ремонтировались различные серии паровозов, бронепоезда.

За годы войны заводом было выпущено и отремонтировано продукции на 17 301 тысячу рублей, отремонтировано 718 паровозов, 7 бронепоездов. 1495 рабочих, инженерно-технических работников завода награждены были медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а котельщик Н.В. Гусев, начальник цеха №7, К.А. Рукавишников и многие другие — орденами и медалями.

С 1998 года на Оренбургском ЛРЗ организован музей истории завода. Где кропотливо и бережно собираются и систематизируются материалы, фотодокументы и экспонаты из прошлого завода представляющие редчайшую историческую ценность истории ОЛРЗ.

В структуру завода входят 9 основных, 6 вспомогательных цехов и участков, представляющих собой комплекс локомотивосборочного и заготовительного производства, подразделений, выполняющих ремонт оборудования, зданий и сооружений и обеспечивающих производство всеми видами энергии.

С февраля 2013 года ОЛРЗ входит в состав современного холдинга «ЛокоТех», объединившего 9 локомотиворемонтных заводов и более 80 сервисных депо в группу компаний по техническому обслуживанию и ремонту тягового подвижного состава по всей России. Благодаря этому наш завод получил серьезную поддержку в финансировании инвестиционной программы развития завода, улучшение условий труда, а также централизованное управление и обдуманную межзаводскую кооперацию. На сегодняшний день на заводе полным ходом идёт освоение ремонта тепловозов 2ТЭ116, также дизеле Д49. В перспективе — освоение ремонта магистральных тепловозов серии ТЭП70.

Широкое развитие на заводе получило производство запасных частей к подвижному железнодорожному составу (поршневых колец, зубчатых колес, венцов, деталей для тепловозов 2ТЭ10, ЧМЭ-3, 2ТЭ116), а также литейных изделий из черных и цветных металлов, всего более 100 наименований.

Студенты Оренбургского института путей сообщения посетили музей завода, была проведена экскурсия по территории и цехам. Ребята ознакомились со своей будущей профессией.