Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте: тенденции развития

19 декабря в Оренбургском институте путей и сообщений на базе кафедры «Логистика и транспортные технологий» состоялось заседание круглого стола «Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте: тенденции развития».

Целью проведения данного мероприятия являлся концептуальный анализ уровня развития систем обеспечения безопасных условий реализации технологических процессов и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также выявление перспектив повышения профессиональной культуры безопасности.

Работа круглого стола была организована по четырем секциям:

  1. Актуальные аспекты инженерно-технического обеспечения безопасности движения поездов;
  2. Комплексная проблематика обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и средств обслуживания;
  3. Современное состояние и перспективы совершенствования профессиональной культуры безопасности на железнодорожном транспорте
  4. Экономические аспекты обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.

Открывая работу заседания, директор ОрИПС – филиала СамГУПС Анатолий Николаевич Попов, задал рабочий тон мероприятию. В своей речи Анатолий Николаевич подчеркнул актуальность темы круглого стола, отметил, что железнодорожный транспорт является потенциальным источником рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с наступлением неблагоприятных экологических, санитарно-гигиенических и экономических последствий.

К участию в круглом столе были приглашены специальные гости — сотрудники ОАО «РЖД» — заместитель начальника по корпоративной безопасности эксплуатационного депо г. Оренбурга Гарри Муссонович Сардалов, старший механик по связи РЦС -5 Карталы Андрей Шамильевич Шайморданов.

Так же активное участие в дискуссионных обсуждениях принимали: заместитель директора по высшему образованию Христофорова Л.В., заместитель директора по учебно-производственной работе Хандримайлов А.А., и.о. декана факультета высшего образования Егорова Ю.Н., и.о. заведующего кафедрой «Логистика и транспортные технологии» Генварева Ю.А. доценты Попов А.Э., Затынайченко Н. Н., Малахова О.Ю., старшие преподаватели Орлов К.В., Наумов Д.В.

Рабочая часть мероприятия началась с обсуждения данных официальной статистики ОАО «РЖД» по уровню производственного травматизма. В результате коллективного анализа поднятого вопроса, участники заседания пришли к единому мнению о необходимости разработки и внедрения научно-обоснованных систем как профессионально-культурного, так и инженерно-технологического направлений снижения рисков на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Приятным дополнением и свежим взглядом на проблемы транспортной безопасности стал доклад почетного гостя Гарри Муссоновича Сардалов, в котором подробно были освещены меры практической реализации требований в области обеспечения безопасности на современном транспортном предприятии. Гарри Муссонович поделился профессиональным опытом, а также обратил внимание делегатов на существующую сегодня потребность в разъяснениях принимаемых нормативно-правовых актов в области транспортной безопасности для дальнейшего формирования практики.

В ходе работы круглого стола были заслушаны и обсуждены 14 докладов подготовленных студентами факультета высшего образования совместно со своими научными руководителями.

Живой интерес участников дискуссии вызвали доклады, посвященные как интеллектуальным системам, призванным повысить безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта, так и проблемам интеграции технологий виртуальной реальности и виртуальных учебных стендов.

В аспекте инженерно-технического обеспечения безопасности движения поездов были рассмотрены резервы повышения надежности закрепления железнодорожного транспортного средства на сортировочных горках, пути решения проблем мониторинга обледенения контактных проводов.

В качестве перспективного направления делегатами круглого стола была отмечена технология автоматизированного профилактического неразрушающего контроля на основе ультразвукового принципа дефектоскопии ответственных деталей подвижного состава.

Предметом особого обсуждения стал вопрос оценки рисков при организации высокоскоростного железнодорожного движения.

В ходе работы круглого стола были также затронуты вопросы формирования на транспорте доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, обусловленные необходимостью создания для данных категорий людей особых условий безопасности.

В завершении были обсуждены экономические аспекты железнодорожных перевозок, связанные с поиском путей совершенствования систем планирования расходов и мотивации персонала в подразделениях железнодорожного транспорта в целях повышения безопасности движения поездов с учетом выработанных приоритетов.

Все участники заседания получили возможность задать вопросы и высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам, поднятым в ходе открытой дискуссии и обмена мнениями.

По итогам работы круглого стола были сформулированы ценные практические рекомендации для участников и их научных руководителей позволяющие повысить уровень исследовательской и инженерно-технической деятельности в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и средств обслуживания.